Если подняться на вершину горы, которая прикрывает город с юга, взору открываются проспекты и улицы, спускающиеся по четырем террасам к Кольскому заливу, кварталы новых жилых домов, многочисленные корпуса промышленных зданий… А внизу виднеется лес корабельных мачт.
Мурманск – город рыбаков. Круглый год от причалов этого незамерзающего порта уходят в море большие морозильные траулеры, транспортные и производственные рефрижераторы, плавучие базы, оснащенные новейшим оборудованием. Рыбаки Советского Севера добывают рыбы больше в полтора раза, чем Франция, чуть меньше, чем весь рыболовный флот Англии.
Город на 69-й параллели – крупнейший из заполярных городов мира и один из самых больших портов СССР. Мурманск справедливо называют “воротами Арктики”, ибо здесь начинается Северный морской путь.
Каждый год с началом арктической навигации мощные ледоколы ведут полярными морями караваны судов в порты Сибири, на Чукотку, Камчатку, на полярные станции.
Моря и океаны всего земного шара бороздят корабли Мурманского морского пароходства. И немало иностранных судов принимает у себя торговый порт славного города.
Своеобразен климат Мурманска, рожденный в нескончаемом споре полярной стужи с теплым течением океана. Долгая морозная зима неожиданно прерывается оттепелями. Но зато даже в июне и в сентябре шквальные ветры приносят вдруг с необъятных просторов Арктики снежные “заряды”.
На несколько месяцев Мурманск погружается зимой в темноту полярной ночи, а в мае и в июне солнце не заходит за горизонт.
Город возник сравнительно недавно, в 1915 году, во время строительства Мурманской железной дороги. Бурное развитие его началось в годы первой пятилетки, когда стала создаваться база рыбопромыслового флота. Кроме предприятий рыбной индустрии, на которых занято более половины рабочих и служащих Мурманска, здесь находятся судоремонтные заводы, крупные строительные организации, десятки промышленных предприятий.
С первых же дней Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками Мурманск – прифронтовой город. Фашистская авиация сожгла и разрушила три четверти зданий и сооружений. После окончания войны Мурманск за несколько лет был полностью восстановлен. Он вырос по сравнению с 1941 годом почти втрое по числу населения и в пять раз по количеству жилой площади. На двадцать километров протянулся сегодняшний Мурманск вдоль Кольского залива, ему уже тесно становится в прежних границах. Разрастаясь, город поднимается вверх по сопкам, занимая их склоны новыми благоустроенными зданиями.
Мурманск – административный, экономический и культурный центр индустриальной Заполярной области, награжденной орденом Ленина за успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства.
Фотографии В. Колинова и С. Мейстермана.
© Издательство “Советская Россия”, 1970 г.