Проект "Старые открытки"

Города, красивые места и не только...

Героические корабли

Героическая история отечественного Военно-Морского Флота продолжается уже около трех столетий. Известно, что до середины XVI века наши предки плавали по Варяжскому (Балтийскому), Студеному и Русскому (Черному) морям, отстаивали свои интересы в морских походах на Царьград (Византия) и Сигтуну (Швеция), вели бои с иноземными захватчиками на своих торговых и промысловых судах – ладьях, кочах, чайках.

Первый российский военный корабль “Орел” был построен в 1669 году в селе Дединово на Оке.

Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I, по настоянию которого 20 октября 1696 года боярская дума издала указ “морским судам быть”. С 1696 по 1711 год для Азовского флота было построено 215 судов. С 1702 года начал создаваться Балтийский флот. Через 20 лет в его составе уже было 32 линейных корабля, около 100 парусных и до 4000 гребных судов. Русские парусные корабли, галеры и скампавеи показали отличные боевые и мореходные качества в сражениях Северной войны (1700-1721 годов).

Революционное движение в России неотделимо от действий военных моряков. В декабре 1825 года моряки гвардейского флотского экипажа были среди тех, кто вышел на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга. Корабли Балтийского флота еще до октября 1917 года стали на сторону революции. До конца сражались и выполнили свой долг перед революционным народом в сражении у Моонзунда с германскими оккупантами линейный корабль “Слава”, канонерская лодка “Храбрый”, эскадренный миноносец “Гром”… А 25 октября в Петроград для участия в вооруженном восстании прибыло одиннадцать боевых кораблей, тысячи матросов-балтийцев. Легендарный крейсер “Аврора” своим историческим выстрелом возвестил всему миру о рождении первого в мире государства рабочих и крестьян.

Великий Октябрь положил начало истории советского Военно-Морского Флота. 29 января (11 февраля) 1918 года вслед за созданием Красной Армии декретом Совета Народных Комиссаров Республики было объявлено об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота страны.

Чтобы спасти от захвата оккупантами корабли, революционные балтийцы в феврале-мае 1918 года совершили тяжелейший ледовый поход из Ревеля (Таллина), Гельсингфорса (Хельсинки), Котки и Выборга в Кронштадт. Выведенные 236 кораблей и судов стали основой для возрождения Красного Балтийского флота и создания многочисленных речных и озерных флотилий, которые в годы гражданской войны самоотверженно защищали завоевания Октября, оказывали поддержку войскам Красной Армии в разгроме белогвардейцев и интервентов. В марте 1921 года X съезд РКП(б) принял решение, направленное на возрождение и укрепление Рабоче-Крестьянского Красного Флота, а 16 октября 1922 года X Всероссийский съезд комсомола взял шефство над Военно-Морским Флотом.

Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили уже с 1927 года развернуть строительство новых кораблей. Благодаря самоотверженному труду всего народа, рабочих-кораблестроителей флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, созданными на отечественных заводах.

В 1932 году был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 году – Северный. В годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находились в достройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным оружием и хорошими мореходными качествами. На флотах и флотилиях проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка.

В результате всенародной заботы Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в боевом строю Советских Вооруженных Сил. Он включал Северный, Краснознаменный Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, Амурскую Краснознаменную, Дунайскую, Каспийскую и Пинскую флотилии. В его состав входили 3 линкора, 7 крейсеров, 7 лидеров и 52 эскадренных миноносца, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 20 мониторов, 11 морских и 7 речных канонерских лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 269 торпедных катеров…

Выдающиеся подвиги совершили в годы Великой Отечественной войны военные моряки, внесшие большой вклад в достижение общей победы над врагом. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, участвовали в героической обороне Лиепаи, Риги, Таллина, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и других городов, полуострова Ханко и Моонзундских островов, Северного Кавказа и Советского Заполярья…

Во время войны с империалистической Японией моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в освобождении Маньчжурии, Кореи, Курильских островов и Южного Сахалина, в овладении Порт-Артуром.

Боевая деятельность моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, смелостью, отвагой, высоким воинским мастерством.

Большую роль в разгроме врага сыграли корабли речных и озерных флотилий. Они участвовали в форсировании Днепра, Березины, Припяти, Западного Буга, Вислы, Одера, Шпрее, Дуная, Амура, Уссури и десятков других рек.

Военно-Морской Флот в Великую Отечественную войну с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч военных моряков награждены орденами и медалями, 520 человек стали Героями Советского Союза, а 7 из них удостоены этого высокого звания дважды. Список кораблей-героев отечественного флота пополнили гвардейские и орденоносные надводные корабли, подводные лодки, соединения и части боевых катеров.

Послевоенные годы – годы коренного, качественного изменения флота. В его состав вошли надводные, подводные корабли и самолеты новейшей конструкции, оснащенные ракетным и ядерным оружием, современной артиллерией и торпедами, ядерной энергетикой, первоклассными навигационными, связными и радиотехническими комплексами, обладающие отличными мореходными качествами. Все это значительно расширило боевые возможности нашего Военно-Морского Флота, превратило его в стратегическую силу, в один из важнейших видов Вооруженных Сил.

Во имя мира и счастья народа бдительно несут вахту на морях и океанах корабли советского Военно-Морского Флота. Многие из них унаследовали имена, славные революционные и боевые традиции кораблей, о которых пойдет речь в этой подборке художественных открыток.

С.С. Бережной

Художники В.М. Иванов, И.И. Родинов, Н.М. Спиров

Москва. Военное издательство, 1991

© C.C. Бережной (текст), 1991
© В.М. Иванов, И.И. Родинов, Н.М. Спиров (рисунки), 1991

Следующие в записях

Предыдущие в записях

Отправить ответ

© 2025 Проект "Старые открытки"

Автор темы: Anders Norén