Проект "Старые открытки"

Города, красивые места и не только...

Крылья страны Советов

В осуществлении заветной мечты человечества – покорении воздушного пространства – наша Родина занимает ведущее место. В теоретических трудах М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, С.А. Чаплыгина и других талантливых русских ученых прошлого были заложены основы развития отечественного самолетостроения. Благодаря этому уже в 1911-1913 годах в России были созданы тяжелые многомоторные самолеты “Гранд-Балтийский”, “Русский витязь”, “Илья Муромец”.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, в условиях иностранной интервенции и гражданской войны, восстановления разрушенного народного хозяйства важная роль в защите завоеваний молодой Советской республики отводилась авиации. Декретами Советской власти, подписанными В.И. Лениным, национализировались авиационные заводы, закладывался фундамент Советских Военно-Воздушных Сил и гражданского Аэрофлота.

Сейчас трудно себе представить, что к началу мая 1918 года у Республики было всего около 300 способных летать самолетов, в большинстве своем устаревших иностранных марок, а в 1923 году регулярно действовала единственная авиатрасса Москва – Нижний Новгород, по которой на высоте 250 метров, без радиосвязи, ориентируясь лишь по рекам и железной дороге, летал закупленный у фирмы “Юнкерс” аэроплан Ю-13 с символическим названием “Ультиматум”.

Прошло всего несколько лет после победы Великого Октября, и конструкторские коллективы по самолетостроению, возглавляемые А.Н. Туполевым, Н.Н. Поликарповым, А.И. Путиловым и Д.П. Григоровичем, спроектировали и построили первые советские военные и гражданские самолеты.

Начало большого пути советской авиации характеризуется поиском решений повышения надежности, улучшения летных и эксплуатационных характеристик самолетов. В то время преобладали “классические” бипланы (У-2, ПР-5) и монопланы (Г-1, К-5, ПС-9) со свободнонесущими очень толстыми крыльями и сравнительно “грубым” фюзеляжем, разрабатывались методы конструирования, накапливался экспериментальный материал по аэродинамике, динамике полета и проблемам прочности, создавались первые цельнометаллические самолеты. Основными конструктивными материалами для самолетов были дерево, авиационная фанера и полотно. Конструкция из них получалась простая, дешевая и легко ремонтируемая. Вместе с тем еще в 20-е годы по инициативе А.Н. Туполева на Кольчугинском заводе (Ярославская область) для нужд авиастроения было налажено производство отечественного легкого металла – кольчугалюминия. Первым советским цельнометаллическим самолетом стал небольшой трехместный моноплан АНТ-2, а в 1925 году прошел первые испытания один из самых крупных самолетов 20-х годов АНТ-4.

В 1932 году конструкторское бюро А.Н. Туполева приступило к созданию цельнометаллического моноплана с крылом большого размаха и одним двигателем М-34. Летом 1937 года на самолете АН-25 экипаж под командованием В.П. Чкалова совершил беспосадочный перелет Москва – Портленд (США) протяженностью более 9 тысяч километров, а экипаж М.М. Громова почти по такому же маршруту пролетел 11500 километров. Многие самолеты, созданные в конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова и А.Н. Туполева, стали настоящими “долгожителями”, десятки лет состояли на вооружении Военно-Воздушных Сил СССР и обслуживали нужды народного хозяйства. Так, например, самолет У-2 (ПО-2) вошел в историю как легендарный ночной бомбардировщик времен Великой Отечественной войны, а все рекордные достижения и выдающиеся дальние перелеты, в том числе на Северный полюс, совершенные в предвоенные годы на самолетах марки “АНТ”, просто трудно перечислить. Подобных самолетов еще не было за рубежом, а перелеты принесли мировую славу и отечественному самолетостроению, и советским летчикам.

В середине 30-х годов начался следующий этап в развитии самолетостроения – “быстрее, выше, дальше”. Вот его основные направления: постепенный переход к монопланам, уменьшение площади и толщины крыла, улучшение аэродинамических характеристик за счет обтекаемости фюзеляжа, убирающегося шасси, механизации крыла, применение металлических винтов изменяемого шага (ВИШ), разработка новых мощных высотных поршневых двигателей. В период с 1930 по 1939 год был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов (Г-2, АНТ-14, “Правда”, ПС-124 и другие). Наиболее ярким воплощением этого направления в отечественном самолетостроении стал восьмимоторный гигант АНТ-20 “Максим Горький”, который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 километров в час и дальность полета 2 тысячи километров. В то время он был самым большим самолетом в мире. Важную роль в пропаганде достижений отечественной авиационной промышленности сыграл самолет АНТ-14 “Правда”, который входил в состав агитэскадрильи.

Наряду с созданием тяжелых многомоторных самолетов также успешно развивалось конструирование и строительство легкомоторных и спортивных самолетов, значение и роль которых в народном хозяйстве, а также в развитии научно-технического творчества и приобщении к авиации молодежи трудно переоценить. Один из них, самолет АН-6 конструкции А.С. Яковлева, представлен в комплекте открыток.

В 30-х годах строились и испытывались пассажирские гидросамолеты и самолеты-амфибии конструкции В.Б. Шаврова (Ш-2) и Г.М. Бериева (МП-1).

Успешная индустриализация страны позволила Аэрофлоту, начиная с 1935 года полностью перейти на эксплуатацию самолетов отечественного производства (ПС-40, ПС-35, ПС-89, ХАИ-1), которые по летным и техническим данным не уступали самолетам иностранных фирм. В 1940 году гражданская авиация СССР стала важной частью единой транспортной системы, составным звеном оборонного потенциала страны.

Опыт, полученный в конструкторских бюро в предвоенные годы по проектированию и созданию большого числа серийных и экспериментальных самолетов, а также знания, накопившиеся в научно-исследовательских институтах авиационной промышленности, определили следующий этап в развитии советского самолетостроения, характеризующийся резким повышением скорости, увеличением высоты и дальности полета, созданием прославленных самолетов-победителей “огненных лет”.

В.П. Сидоров

© Художник М.З. Петровский, 1990
© Составитель и автор аннотаций И.К. Костенко. 1990
© Автор вступительной статьи В.П. Сидоров. 1990
“Изобразительное искусство”. Москва, 1990

Следующие в записях

Предыдущие в записях

Отправить ответ

© 2025 Проект "Старые открытки"

Автор темы: Anders Norén